Регистрация
В вашей корзине пусто
+7(812) 325 58 88

Неудавшийся полет на Луну и подогреватель кислорода О2 ПУ-1-К

Знаете ли Вы, что при разработке подогревателя кислорода О2 ПУ-1-К, инженеры группы "Редиус" использовали материалы комиссии Эдгара Кортрайта, расследовавшей причины аварии на пилотируемом американском космическом корабле «Апполон-13»?

О том, как ошибки проектирования и неисправность подогревателя кислорода привели к аварии на космическом корабле, пишет наш специалист А. Автогенов.

Знатокам истории освоения космоса известно, что один из четырех кислородных баллонов на «Апполоне-13» (а именно второй) взорвался на третьи сутки полета, после запуска процедуры перемешивания кислорода в баллонах.
Как позже установила комиссия Эдгара Кортрайта, основной причиной взрыва была ошибка в спецификации. Инженеры внесли неверное изменение в спецификацию на контакты термостата, находящегося внутри баллона. В результате 28-вольтовые контакты были подключены к 65-вольтовым нагревателям.
По мнению специалистов группы "Редиус", дальнейшая (как впрочем и предшествующая) цепь событий, приведшая к катастрофе, была обусловлена исключительно «человеческим фактором», а именно ошибками специалистов НАСА, допущенными при разработке и утверждении технической документации, монтаже космического корабля, испытаниях систем и подготовке к полету.

Итак:
  • Изначально, достаточно рискованно, конструкторы «Апполона» разместили подогреватели кислорода (вместе с проводкой) внутри кислородных баллонов.
  • При монтаже баллона №2, баллон уронили и согнули сливную трубу возле горловины, что затрудняло его заполнение и опорожнение. Эта неполадка была замечена, и было принято решение полностью опорожнить баллон от кислорода, а также провести дополнительные испытания.
  • Во время длительной процедуры опорожнения баллона (при включенном нагревателе), контакты термостата, по указанной выше основной причине, перегрелись и приварились. Таким образом, температурный датчик, настроенный на 27 градусов Цельсия вышел из строя.
  • Конструктор, проектировавший приборную панель, ошибочно задал предел температурного индикатора ровно в 27 градусов, считая, что температурный датчик справится со своей задачей.
  • Инженер следивший за температурой по индикатору на приборной панели, был уверен, что температура в баллоне находится в допустимом диапазоне. На самом деле температура в кислородном баллоне превысила 500 градусов, в то время как индикатор показывал ровно 27 градусов. Изоляция токопроводящих элементов, находящихся в баллоне, в местах контактов повредилась (по мнению комиссии – тефлоновая изоляция проводов полностью испарилась, что очень сомнительно). Фактически, внутри пустого баллона оказались многочисленные плохо изолированные токопроводящие элементы.
  • Во время заправки баллонов жидким кислородом по счастливой (или несчастливой) случайности взрыва не произошло.
  • Взрыв случился уже во время полета. Во время процедуры перемешивания кислорода, между оголенными участками проводников проскочила искра и зажгла, находящиеся внутри кислородного баллона конструкции (скорее всего 28 вольтовые контакты и расплавленные остатки термостата, а затем уже провода, вентилятор и другие). По версии комиссии Кортрайда загорелись остатки тефлоновой изоляции, что опять же вызывает сомнение.
  • Еще одна ошибка проектировщиков, заключалась в том, что баллон №2 был свободно соединен с баллоном №1 и когда взрывом была расколота горловина баллона №2 кислород из баллона №1 также стал свободно истекать в космическое пространство.
  • И напоследок, очень неудачно оказались сконструированы (или изготовлены ?) газовые вентили, через которые газ (из доклада непонятно: то ли кислород из кислородных баллонов, то ли водород из водородных баллонов ?) должен был подаваться в реактивные двигатели системы стабилизации. Некоторые вентили при взрыве самопроизвольно закрылись. Система стабилизации вышла из строя, корабль полностью потерял управление.
Дальнейший ход событий в общем известен (экипаж «Апполона-13» по официальной американской версии, находился на борту космического корабля во время аварии и чудесным образом спасся), широко и подробно описан в различных источниках.
Самое удивительно, что комиссия Кортрайта, представив детальное исследование причин аварии, сделала следующий вывод:
«возникшие на борту «Апполона-13» проблемы были исключительно техническими и произошли по невероятному стечению обстоятельств».

В завершение, можно добавить:
  • Доклад комиссии Кортрайта, касается конкретной проблемы, которая по нашему мнению действительно привела к аварии в космосе.
  • Доклад комиссии Кортрайта не подтверждает и не опровергает многочисленные версии, касающиеся миссии Апполон (изложенные, например, здесь)
  • доклад комиссии Кортрайта, достаточно убедительно опровергает различные экзотические версии о причинах аварии «Апполон-13» (изложенные, например, здесь).
Комментарий редакции: "Мы не сомневаемся в высокой квалификации потребителей нашей продукции и убеждены, что после прочтения статьи, нашим клиентам станет понятно, почему конструкция подогревателей кислорода О2 ПУ-1-К полностью исключает описанный выше сценарий."

Авторские права принадлежат компании "РЕДИУС 168", при копировании ссылка на сайт обязательна.



Возврат к списку

Товар добавлен!
Товар «» был добавлен в Вашу корзину!
Количество товара Вы можете отметить в корзине товаров.
Заказать обратный звонок
Добавление в закладки доступно зарегистрированным пользователям!